Сказкотерапия для детей: что это, особенности



Представление о детстве как о беззаботном времени – это несоответствующая действительности ностальгия взрослых. У каждого ребенка имеется свой ворох проблем, с которым он стремится разобраться по мере своих еще совсем маленьких сил. Не во всех случаях у него это получается – и тогда его неокрепшая психика испытывает стресс, который часто перерастает в травму.

Справиться с этой проблемой ребенку могут помочь занятия по сказкотерапии для детей. Это форма психологической помощи отлично зарекомендовала себя в мировой практике и демонстрирует высокую результативность.

Что такое сказкотерапия?

Что такое сказкотерапия? Очевидный ответ – это методика психологической помощи, в основе которой лежит сказка.

Формально она стала закладываться в XX веке, в частности благодаря дальнейшему развитию теорий К.Г. Юнга. Фактически же сказка выступала в качестве средства развития и психокоррекции с самых древних времен.

Но почему именно она? Этому способствуют следующие функции сказки:

  • развивающая – с помощью сказки в метафорической форме ребенок усваивает важные знания об окружающем мире, абстрактные и конкретные понятия (жизнь-смерть, добро-зло и т.д.), определенные закономерности;
  • социализирующая – сказка позволяет ребенку познать нелегкие правила жизни в человеческом обществе, научиться сопереживанию, усвоить общепринятые нормы поведения, приемлемые способы взаимодействия с другими людьми и т.д.;
  • корректирующая – с помощью сказки ребенок может найти решение какой-либо проблемы, которая является для него источником стрессовой ситуации, порождающей девиантное поведение, комплексы и другие негативные последствия.

В руках умелого терапевта сказка превращается в поистине уникальный инструмент, ведь ее можно не только рассказать ребенку, но и вовлечь его в сюжет в качестве активного лица. Каким образом? Корректирующая или развивающая сказка для детей может быть улучшена с помощью следующих методик:

  • пересказ – казалось бы, этот способ ничего нового в сюжет сказки не привносит, однако здесь важно именно то, что ребенок сам переживает описываемые события, а не пассивно воспринимает их;
  • сочинение – по сути, это письменный анализ сказки, совершаемый ребенком через призму собственных убеждений, что способствует более глубокому пониманию зашифрованных в ней идей и ситуаций;
  • развитие – ребенок может самостоятельно продолжить сюжет сказки, придумать новых героев, события и т.д., тем самым проявив себя в качестве активного творца;
  • инсценировка – эта методика заключается в том, что ребенок принимает играет одного или нескольких персонажей самостоятельно или с использованием кукол, марионеток, теней и других способов.

Еще одним вариантом сказкотерапии является самостоятельное написание истории.

Разумеется, ребенок создаст сказку с довольно простым сюжетом и схематичными персонажами, однако даже в этом случае он выразит те проблемы или вопросы (не обязательно негативно окрашенные), которые волнуют его в данный момент. С помощью опытного терапевта он может усложнить или расширить свое произведение, внеся новые ситуации и персонажей.

Преимущества сказкотерапии

Очевидно, что значение сказкотерапии для детей как методики коррекции и развития весьма существенно. Чем обусловлена ее эффективность? Почему именно этот способ наиболее предпочтителен для детей? На то есть несколько причин:

  • сказки, мифы и легенды построены на архетипах – глубинных общечеловеческих (коллективных) мотивах, представлениях или структурах, которые понимаются ребенком на интуитивном уровне без сложного рационального анализа;
  • интересная история, насыщенная событиями, более интересна ребенку, чем скучные «взрослые» вопросы, поэтому сказка способствует его более быстрому и глубокому включению в терапевтический процесс;
  • сказкотерапия может быть применена не только к детям с определенными нарушениями, девиантным поведением, стрессовым состоянием и т.д., но и к вполне здоровым ребятам с целью их общего развития, просвещения по какому-либо вопросу.

Важно помнить, что данная методика будет эффективна в руках только подготовленного специалиста, который знает и учитывает особенности сказкотерапии с детьми.

По этой причине обратите внимание на детский клуб Дом Белого Кролика – работающие в нем педагоги и психологи имеют прекрасное образование и огромный опыт работы в этой сфере, который позволяет им максимально результативно взаимодействовать с ребенком.

. . . . . . . . . . . . . . . .





Самое интересное

Почему годовалый ребенок часто просыпается или плохо спит ночью.

Иногда у родителей возникает проблема в том, что их ребенок ...


Как отучить малыша от соски

С психологической точки зрения пустышка — это средство удовл...


Что такое колики в животике у новорожденного и как ему помочь?

Что такое колики в животике у новорожденного, а так же как е...


Когда малыша начинать знакомить с горшком?

В определенный момент жизни своего ребенка любая молодая мам...




Ивовый пир

Н. Сладков Ивовый пир рассказ Зацвела ива — ...


Снежные узоры на окнах

Д. Тихомиров Снежные узоры на окнах рассказ...


Пролетело жаркое лето

И. Соколов-Микитов Пролетело жаркое лето расс...


Кто сажает лес

Г. Снегирев рассказ За рекой росли одни ...